Конкурс 2016. Александра Дорфман «Снова в небо? Реально ли возродить в Казани проект Ту-160»

27.06.2017

Теме роста промышленного потенциала России и поддержке отечественных наукоёмких производств было посвящено значительное количество конкурсных работ.

Так Александра Дорфман (Татарстан) представила на III Всероссийский конкурс журналистских работ Фонда ОНФ «Правда и справедливость» новостной репортаж о попытке возрождения производства Ту-160 на Казанском авиазаводе.

Работа была высоко отмечена, а Александра удостоилась звания лауреата конкурса.

Снова в небо? Реально ли возродить в Казани проект Ту-160

Спустя 24 года решили возобновить производство стратегического ракетоносца Ту-160. Потенциал этих самолётов позволит в будущем осуществлять не только ядерное сдерживание, но и другие важные задачи ВКС РФ. Вот только хватит ли ресурсов?

Фото: wikimapia.org

Фото: wikimapia.org

С новой «начинкой»

Соглашение о возрождении производства Ту-160 на Казанском авиазаводе подписали Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК) и правительство РТ. До 2020 года завод ждёт модернизация 40% оборудования цехов основных производств: агрегатно-сборочного, заготовительно-штамповочного и др. Уже в конце года обещают построить ангары на аэродроме.

«Проект восстановления Ту-160 в Казани колоссальный, — отметил Юрий Слюсарь, президент ОАК. — Здесь будут производить значительную часть самолёта, осуществлять финальную сборку, проводить испытания. Мы получим новый завод, выпускающий до трёх машин Ту-160 в год».

Справка
Ту-160 — самый большой стратегический ракетоносец в мире. На борту размещается до 40 т боеприпасов или 24 крылатые ракеты. В 1992 году производство прекратили, но последний самолёт «Виталий Копылов» достроили-таки к 2008 году. Сейчас КАЗ проводит плановый ремонт и модернизацию бомбардировщиков, которые недавно отметились в Сирии.

Модернизированный Ту-160М сохранит внешний облик, но получит новую бортовую радиоэлектронику.
Для производства Ту-160 потребуется около 1500 сотрудников. Есть ли в РТ такие кадры?

«Быстро подготовить специалистов нельзя, — считает Сергей Михайлов, проректор по научной инновационной деятельности КНИТУ-КАИ. — КАЗу потребуются инженеры-технологи, мастера сборочных и заготовительно-штамповоч­ных производств. Рабочих мо­гут принять из смежных отрас­лей. Но в авиапроме своя специфика, так что все специальности не заменить. Для подготовки кадров, во-первых, нужно увеличить приём на бюджетные места, которые лимитированы. Вопрос кадрового обеспечения предприятия нужно выделить в подпрограмму нацпроекта.  Во-вторых, позаботиться о повышении квалификации имеющегося персонала. В-третьих, создать условия для притока молодых специалистов — зарплата, соцполитика, перспективы роста».

Общими усилиями

Для выпуска Ту-160 в СССР применяли кооперацию: крылья и мотоотсеки делали в Воронеже, оперение и воздухозаборники — в Иркутске, шасси — в Куйбышеве. Вот и сейчас над проектом будет работать кооперация из других заводов ОАК. Хотят задействовать и около 20 предприятий РТ — поставщиков комплектующих, среди которых КАМАЗ, вертолётный завод, заводы радиоэлектроники. Тем не менее многие сомневаются, можно ли реализовать такой масштабный проект за четыре года. Вспоминается проект возрождения Ан-70, о котором громко заявили в 2012 году и так же скоро забыли…

«Руководство страны говорит о необходимости развития сил ядерного сдерживания, и решение этой задачи зависит от того, удастся ли в кратчайшие сроки восстановить производство самолётов, — говорит Олег Пантелеев, глава аналитической службы агентства «АвиаПорт». — При таких стартовых условиях вероятность своевременного выполнения планов по модернизации производства и запуску техники велика. Серьёзные наработки по комплектующим и различным агрегатам уже есть. Так, по двигателям программа была запущена даже раньше, чем в печати заговорили о Ту-160М2, — три года назад. Я уверен, что планы ОАК по модернизации производства конкретны. Что касается рамочного соглашения с правительством РТ, то оно лишь задаёт направление, а детали, сроки ещё предстоит проработать».

15.03.2016
Александра Дорфман, kazan.aif.ru

Тэги: ,