Конкурс 2014. Ани Думикян: Расти, зарплата, большая…

24.04.2015
Фото: snews.ru

Фото: snews.ru

Представляем работу участника журналистского конкурса Фонда «Правда и справедливость» Ани Думикян.

Информационное агентство «Сибирские новости», Иркутская область.

Расти, зарплата, большая…

Иркутск. Сибновости — Обсуждение трехлетнего бюджета Иркутской области кто-то из депутатов назвал «беседой немого с глухим». Немало вопросов вызвала статья расходов на образование. Неоднократно свою позицию о формировании фонда на зарплату педагогам высказывала председатель регионального Профсоюза работников народного образования и науки РФ Валентина Федосеева. Региональное министерство образования предлагало свое видение. Пообщавшись с обеими сторонами спорной ситуации, мы постарались расставить все точки над «i».

Одной ставкой сыт не будешь

«В 2013 году в регионе были беспрецедентно повышены ставки заработной платы педагогических работников в 3 раза. Это, прежде всего, повлияло на размер зарплаты работников с наличием квалификационных категорий. Ставка у них поднялась на 30% и 50%. Но педагоги — это не только учителя, это и воспитатели, музыкальные руководители, инструкторы по физкультуре, психологи, социальные педагоги. В зарплату учителя, кроме ставки и коэффициента за квалификационную категорию, входят компенсационные надбавки в размере 10 — 20% от ставки за классное руководство, проверку тетрадей, заведование кабинетами. У других категорий работников таких компенсационных выплат нет», — рассказывает В. Федосеева.

Одной ставкой зарплаты и компенсационными выплатами, считает руководитель Профсоюза, достичь средней зарплаты в 26 — 30 тыс. невозможно.

Рассчитать зарплату педагога не трудно: должностной оклад + компенсационные выплаты + стимулирующие выплаты. Так, учитель первой категории за норму 18 часов получает 17,366 тыс. руб., социальный педагог — 9,512 тыс. без стимулирующих выплат, педагог-психолог за норму 36 часов в неделю получает 9,916 тыс., инструктор по физкультуре в детском саду — 8,905 тыс. Стимулирующими выплатами они могут заработать не более 2 тыс. руб. Ставка учителя без квалификационной категории при 18-часовой рабочей неделе составляет 14,208 тыс. руб. Стимулирующие выплаты не гарантируются, они выплачиваются по результатам труда.

За 24 часа учебной нагрузки в неделю тот же педагог получает 17,716 тыс. руб., за 30 часов — 21,225 тыс. «Высокие зарплаты есть, но их получают учителя, работающие до 40 часов в неделю. В Иркутске в 64% образовательных учреждений учителя работают с нагрузкой свыше 1,7 ставки», — говорит В. Федосеева.

Некоторые работники образования и вовсе не могут обеспечить среднюю зарплату в 26 — 30 тыс. руб. У педагогов-психологов 36-часовая рабочая неделя. Минимальный оклад чуть выше 6 тыс. руб. Дополнительно им гарантируется только районный коэффициент и процентная надбавка. Но и это не дает среднюю зарплату.

Средняя зарплата, по словам В. Федосеевой, рассматривается как показатель, по которому определяется потребность в бюджетных ассигнованиях. Механизм достижения средней до сих пор не определен. Да и вариантов не много: либо постоянные дополнительные финансовые вливания, либо сокращение числа работников, и увеличение объема работ у оставшихся. Во многих муниципалитетах наблюдается нехватка средств. А, начиная с сентября этого года, происходит снижение зарплат. Например, в Иркутском районе она снизилась на 10%.

«Утверждение, что большой объем нагрузки стимулирует качество образования — ошибочно. Установленная для учителей норма в 18 часов учитывает психоэмоциональные и физиологические нагрузки. Существует и дополнительная, не оплачиваемая работа, — участие в педсоветах, методсоветах, мониторинги, бумажная отчетность и так далее. Перенагрузка влечет профессиональное выгорание педагогов», — считает В. Федосеева.

Министр образования Иркутской области Елена Осипова оценивает ситуацию иначе: «На одну ставку работают в основном учителя начальных классов. При этом они получают доплату за ведение кружков, секций, внеурочную деятельность. Предметники почти не работают 18 часов в неделю. Их средняя нагрузка по региону — это 1,4 ставки (24 часа в неделю). Это оптимально, чтобы и заработок был высокий, и не переутомляться. Методика расчета — это общефедеральные требования. Она не предполагает, что работая на одну ставку, педагог сможет получать 30 тыс. руб. К сожалению, до наших педагогов информация доводится не должным образом».

Уволить нельзя оставить

В. Федосеева неоднократно отмечала, что на 2015 год средства на оплату труда работников школ в бюджете сократили на 1,5 млрд руб. Эту позицию оспаривают в областном правительстве. «Факт остается фактом, — считает В. Федосеева. — Сравнение простое: субвенция 2014 года на оплату труда составляла 16,599 млрд руб., на 2015 год — 15,098 млрд.

Е. Осипова объясняет: «Это исключительно позиция профсоюзов. Они эти 1,5 млрд руб. вычислили, сравнивая финишную сумму 2014 года со стартовой 2015 года. Это не правильно. Корректнее будет сопоставить декабрь 2014 года и декабрь 2015 года. Но, сравним стартовые цифры января 2014 года и января 2015 года. В январе 2014 года общий объем субвенций составлял в сумме 23,435 млрд руб., в январе 2015 года — 23,98 млрд. Видим рост по старту. Бюджет будет проходить в течение года через корректировки. В 2014 году бюджет по образованию был скорректирован почти на 1,7 млрд руб. Губернатор неоднократно заявлял, что региональный бюджет 2015 года также будет уточнен. Планка, которой мы должны придерживаться, — это наши обязательства перед педагогами. Речь идет об исполнении Указа Президента РФ, который увязывает среднюю зарплату педагогов общего образования со средней по экономике региона, а зарплату педагогов-дошкольников — со средней по общему образованию. Субвенции на выплату зарплаты по общему образованию в 2014 году составили 15,961 млрд руб., в 2015 году стартовый объем равен 15,514 млрд. На дошкольное образование в этом году предусмотрено 7,473 млрд руб., в 2015 году — 8,466 млрд. В общем образовании видим сокращение на 447 млн руб., в дошкольном — увеличение на 933 млн. Объясняю. На дошкольном уровне за год произошел большой рост количества детей — 18 тыс. человек. В общем образовании такого роста нет».

Голые цифры

Депутаты регионального Заксобрания на 18-й сессии в первом чтении рассмотрели проект закона о региональных нормативах обеспечения госгарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного обучения.

Нормативы позволяют определить общий объем субвенций каждому муниципалитету. При распределении средств в муниципальные организации дошкольного и общего образования на местах будут утверждены нормативные затраты на муниципальные задания. Будут учтены особенности каждого учреждения, например, малокомплектность. Кроме этого, отражены различия норматива для лицеев и гимназий. В следующем году размер субвенций составит 23,98 млрд руб. Учебные расходы на одного ученика — 1,5 тыс. руб., на одного воспитанника детсада — 500 руб.

«Проект закона утверждает голые цифры — числовые значения нормативов. Методика их расчета депутатами не рассматривается. А ведь именно она имеет самое важное значение. Не ясно, из каких показателей эти нормативы рассчитаны. Должен ведь быть здравый смысл», — подчеркивает В. Федосеева.

По ее мнению, норматив подогнан под сниженный на 1,5 млрд руб. размер субвенции. «Губернатор внес закон в областной парламент 28 ноября, а 3 декабря его уже приняли в первом чтении. Времени на обсуждение не дали. На комитете заявили, что проекты методик якобы прошли обсуждение на специально созданной рабочей группе. Однако этого обсуждения не было. Снижение размеров нормативов, субвенции, в конечном счете, скажется на детях. Практически ушло психологическое сопровождение, логопедическое, снижено количество часов на внеурочную деятельность, а это дополнительное развитие детей. Данная методика не позволяет материально обеспечить образовательное учреждение, для реализации образовательной программы по ФГОС», — уверена В. Федосеева.

Министр образования объяснила, что формулы расчета методики были представлены депутатам до первого чтения и на первое чтение закона о бюджете в качестве приложения к нему. Без них документ не рассматривался бы вовсе. Любой заинтересованный мог взять и посчитать самостоятельно, какие средства получат муниципалитеты. В самом законе указаны просто суммы. «Документы прошли экспертизу, в том числе в минюсте, правовом управлении, прокуратуре. Все выявленные недочеты были устранены, иначе документ не был бы принят», — подчеркнула она.

Красиво, как на картинке

Дефицит регионального бюджета на 2015 год составляет 12,2%. Чтобы сохранить параметры финансирования оплаты труда, необходимо дополнительно 2 млрд руб. Это увеличит размер дефицита до 14,9%. Но и это вписывается в требования Бюджетного кодекса, позволяющего принять бюджет с дефицитом в 15%. «Такое впечатление, что есть желание красиво войти в бюджет 2015 года с минимальным дефицитом. Однако картинка не исключает возникновения второй, с гораздо худшими последствиями. Сокращать уже не кого, ситуация с низкой зарплатой непедагогических работников спокойнее не стала. Заверения, что система образования финансово обеспечена, просто удивляют», — подытожила В. Федосеева.

Ссылка на материал: http://www.snews.ru/exclusive.php?id=56289

Тэги: ,