Конкурс 2014. Олег Плахин: Концептуальное отставание

15.04.2015
Фото: kremlin.ru

Фото: kremlin.ru

Представляем работу участника журналистского конкурса Фонда «Правда и справедливость» Олега Плахина.

Газета «Правда Северо-запада», Архангельская область.

Концептуальное отставание

Чего не хватает правительству Архангельской области для исполнения задач майского Указа Президента России в сфере образования и науки?

В предыдущем материале об исполнении в регионе майских Указов Президента России («Здраво‑обозрение») мы анонсировали продолжение анализа исполнения задач, поставленных Президентом России Владимиром Путиным в сфере здравоохранения (по итогам первого полугодия 2014 года) и переход к наблюдению за выполнением задач Указа Президента в сфере образования и науки.

Обещание выполняем, несмотря на все трудности. Дело в том, что Агентство по печати и СМИ Архангельской области в очередной раз предоставило ответ на запрос, нарушив сроки, установленные федеральным Законом «О СМИ». Подробнее об этом читайте здесь.

***

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения»

Так в Указе: «разработать до 1 мая 2013 г. комплекс мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами, предусмотрев принятие в субъектах Российской Федерации программ, направленных на <…> поэтапное устранение дефицита медицинских кадров, а также дифференцированные меры социальной поддержки медицинских работников, в первую очередь наиболее дефицитных специальностей».

Так в ответе: «Для решения кадрового вопроса министерством здравоохранения Архангельской области реализуется ряд мер социальной поддержки медицинских работников <…> единовременные денежные выплаты молодым специалистам, трудоустроившимся в государственные медицинские организации, в том числе, в размере одного миллиона рублей:

в 2012 году выплаты получили 140 человек, из которых 3 врача-акушера-гинеколога, 3 врача-хирурга, 2 врача клинической лабораторной диагностики, 2 врач-травматолога-ортопеда, 1 врач-анестезиолог- реаниматолог;

в 2013 году — 96 человек, из которых 7 врачей-хирургов, 3 врача клинической лабораторной диагностики, 1 врач-акушер-гинеколог, 1 врач- анестезиолог-реаниматолог, 1 врач-фтизиатр; 

на 01.09.2014 года — 8 человек, из которых 2 врача-акушера-гинеколога, 1 врач-хирург».

Конец цитаты.

Комментарий редакции: Очевидно, что здесь не надо быть Эйштейном или Анатолием Вассерманом, чтобы понять, во сколько раз ежегодно сокращаются меры поддержки медработников: если в 2012 году выплаты получили 140 человек, то за восемь месяцев 2014 года — всего 8 человек. То есть, чуть более 5 % от количества медработников, получивших поддержку в 2012 году. Сколько процентов эта цифра составляет от общего числа медицинских работников Архангельской области, даже говорить неприлично.

Особое внимание эксперты обращают на следующую формулировку в Указе Президента, цитата:«в первую очередь наиболее дефицитных специальностей».

Конец цитаты. 

По официально предоставленной информации правительства Архангельской области, среди специалистов с высшим профессиональным образованием наиболее дефицитными являются анестезиологи-реаниматологи, акушеры-гинекологи, фтизиатры, травматологи-ортопеды, хирурги, врачи клинической лабораторной диагностики, эндокринологи, онкологи.

Заметим, что в областном правительстве предпочли замолчать информацию о дефицитных специальностях среди работников среднего и младшего медицинского персонала.

Тем не менее, посмотрим страту по специалистам с высшим образованием. Меры соцподдержки в 2012 году оказаны всего 11 представителям дефицитных специальностей из 140 человек, получившим поддержку в целом. В 2013 году — 13 из 96. За восемь месяцев 2014 года — три из восьми.

По какому принципу распределялись меры поддержки — правительство Архангельской области не расшифровывает. Но очевидно, что приоритеты, обозначенные в майских Указах Президента России, явно нарушены региональными властями.

***

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»

Так в Указе: «обеспечить реализацию следующих мероприятий в области образования: <…> разработку и утверждение в декабре 2013 г. Концепции развития математического образования в Российской Федерации на основе аналитических данных о состоянии математического образования на различных уровнях образования;»

Так на деле: На два наших развёрнутых вопроса — об оценке состояния математического образования в учебных заведениях региона и источниках, использованных для проведения этой оценки, — правительство Архангельской области ответило весьма  конспективно. Повторимся, что у нас имеются серьёзные сомнения в том, что заданные нами вопросы Агентством по печати и СМИ Архангельской области адресовало областному министерству образования и науки в точном соответствии с оригиналом. А потому о полноте ответов и глубоком понимании обозначенных проблем со стороны региональных чиновников пока говорить не приходится.

Например, в официальном ответе правительство Архангельской области сообщает, что оценка качества математического образования проводится ежегодно. И в то же время дает ссылку всего на один источник — «Анализ результатов единого государственного экзамена 2013 года в Архангельской области», подготовленный председателем предметной комиссии ЕГЭ, доцентом кафедры методики преподавания математики ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова», кандидатом педагогических наук А.Е. Томиловой.

Мы не сомневаемся в профессиональной компетентности госпожи Томиловой. Однако полагаем, что при проведении данного анализа перед доцентом ставились несколько иные вопросы, нежели те, что мы обозначили в запросе к правительству Архангельской области.

Анализ, подготовленный Томиловой, безусловно, интересен с точки зрения понимания результатов ЕГЭ-2013 по математике в Архангельской области и выявления проблемных моментов при сдаче экзамена.

Так, например, в первой части анализа приводится статистика. Цитата: «Всего экзамен досрочно и в основной день 3 июня сдавали 7113 человек, не набрали минимальный балл 1211 человек, или 16,98 % выполнявших работу. В резервный день 19 июня работу выполняли 819 человек, не набрали минимального балла 345 человек, или 42,12%.

<…>  Процент выпускников, не набравших минимального балла по ЕГЭ в 2013 году, вырос в сравнении с 2012 годом».

Конец цитаты.

Далее эксперт анализирует отдельные материалы ЕГЭ по математике и отмечает сложности, с которыми столкнулись школьники при выполнении этих задач. Но общие выводы и рекомендации, так или иначе, сводятся к тем недостаткам, на которые следует обратить внимание учителям.

Полагаем, что правительство Архангельской области не случайно «выкидывает» подобное резюме в прессу. Очевидно, что чиновникам выгодно списать все грехи на педагогов и как бы не замечать в целом комплексный характер проблем развития математического образования в Архангельской области.

Что необходимо: Во-первых, власти Архангельской области должны наизусть знать Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 года, в котором предлагается утвердить  концепцию развития математического образования в Российской Федерации. Изучив документ, чиновники поймут, что кадровая проблема — одна из нескольких проблем, препятствующих сегодня полноценному развитию математического образования.

Во-вторых, чиновникам Архангельской области необходимо детально ознакомиться с опытом других регионов. Для начала мы рекомендуем изучить следующие материалы:

- «Концепция развития российского математического образования. Ход проекта» А.Л. Семенова;

- «О математическом образовании в России и Санкт-Петербурге. Прошлое, настоящее, будущее». Автор: декан матиматико-механического факультета Санкт-Петербургского университета, Лауреат Государственной премии СССР, член-корреспондент РАН Геннадий Леонов;

- «Актуальные проблемы модернизации математического и естественно-научного образования». Сборник материалов выпущен в 2010 году по результатам научно-методической конференции Балашовским институтом (филиал) «Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского».

И, конечно, многие другие материалы, которые мы сейчас не перечисляем в целях экономии газетной площади, но к которым обратимся в следующих публикациях.

В-третьих, необходимо создать сайт регионального министерства образования и науки. На нем должна быть организована открытая дискуссиионая площадка экспертов и специалистов в области образования по актуальным проблемам. Естественно, без модерирования мнений, «неудобных» для региональной власти.

В-четвертых, в Архангельской области должна быть создана региональная инспекция в сфере образования (аналог федерального Рособнадзора), которая будет регулярно проводить оценку отдельных учебных заведений.

В-пятых, чиновники правительства Архангельской области, отвечающие за образование, должны быть полностью открыты для диалога с журналистами, в том числе, и независимой прессы, при обсуждении насущных проблем. Они должны наконец-то понять, что отчеты и рапорты в официозной беззубой прессе, существующей за бюджетный счет, дают лишь иллюзорную картину благополучия, не подразумевают здоровой полемики и, как следствие, не приводят к выработке мер по решению нависших вопросов.

P.S. В следующем материале мы продолжим анализ официального ответа правительства Архангельской области об исполнении задач майского Указа Президента России в сфере образования и науки (по итогам первого полугодия 2014 года). Продолжение следует… 

Ссылка на материал: www.echosevera.ru

Тэги: ,